Литературный семинар начала ХХ века. Мастер – Бунин, начинающий автор – Наталья Крандиевская. "...Ищу по переулку меблированные комнаты Гунста, затем, отыскав их, блуждаю по коридорам, устланным красным бобриком, и, наконец, стучу в дверь, на которой кнопкой приколота визитная кар­точка: «Иван Алексеевич Бунин». — Заходите. Вы мне простите домашний мой вид? На нем был бухарский халат. Он сидел в кресле перед коробкой с гильзами и набивал их табаком, рас­сыпанным по столу. Спокойные ледяные глаза внима­тельно меня оглядели. Он усадил меня в кресло рядом с собой и сказал: — Читайте. Я слушаю. Дрожа, я вынула тетрадь и принялась читать под­ряд, без остановки, о соловьях, о лилиях, о луне, о тоске, о любви, о чайках, о фиордах, о шхерах и камы­шах. Наконец Бунин меня остановил. — Почему вы пишете про чаек? Вы их видели ког­да-нибудь вблизи? — спросил он.— Прожорливая, неуклюжая птица с коротким туловищем. Пахнет от нее рыбой. А вы пишете: одинокая, грустная чайка. Да еще с собой ее сравниваете. Ай-ай-ай,— покачал он головой,— нехорошо. Комнатное вранье. — А у Бальмонта помните? — сказала я.— «Чай­ка, серая чайка, с печальными криками носится...» — Бальмонт! — фыркнул Бунин и залился беззвучным хохотком: — Ну, этот с чайками запа­нибрата. Ему закон не писан.— Потом наклонился и, строго глядя в глаза: — Вот что, барышня, давайте условимся раз и навсегда — на Бальмонта не ссылать­ся. Графоманы — опасный народ, а у этого вместо го­ловы на плечах — хризантема, да, да. К тому же он и талантлив, на беду вашу, и потому сугубо заразен. Берегитесь Бальмонта! Раздраженно, невпопад щелкая машинкой, он разо­рвал две-три гильзы подряд, оттолкнул их в сторону, взял готовую папиросу и, закурив, откинулся в кресле. «Рассердился»,— подумала я. С минуту мы оба мол­чали. — Все это я вам говорю потому, что вы молоды, дай вам бог здоровья, и с толку сбить вас ничего не стоит. Ну, скажите на милость, зачем вам чайки и их шхеры понадобились? Знаю, знаю,— он лукаво подмигнул,— это все суконный занавес на Камергерском колдует. Вот несчастье! Вы все в Москве им заколдованы, и старые и малые. А в деревне бывали? Нет? А заячьи следы на снегу видели? Трояшки? А как снег пахнет, знаете? Грозой пахнет, представьте себе. — И арбузом,— вдруг выпалила я. — Ого! — крикнул Бунин.— Браво, коллега! Арбу­зом? Это неплохо. Он засмеялся, и мне вдруг стало весело, легко. Ве­роятно, и Бунину со мной стало проще. Из ящика письменного стола он вытащил коробочку с финиками и стал угощать меня. Финик я съела, а липкую косто­чку, похожую на чертов палец, зажала в кулаке, не зная, куда девать. — Бросайте в пепельницу,— посоветовал Бунин и снова заговорил о стихах: — Вот вы пишете: «Жди меня на берегу фиорда». А какой он, этот фиорд, аллах его ведает. Ни вы, ни я его не видали, и потому стихотворение получилось тусклое, нарочное, без еди­ной живой детали. Или вот это: «Бурей разбитая яхта». Простите, в бурю вашу не верю. Буря из паль­ца высосана. Ну, читайте дальше. Я читала дальше и думала, как хорошо было бы, если бы я этого не написала. — Погодите,— прервал вдруг Бунин,— погодите, как это у вас? Выйду за околицу, Сяду на лужок, Под ногою колется Сжатый колосок. — Это что же, босиком, значит? — спросил он де­ловито и, не получив ответа, воскликнул вдруг: — А на лужке откуда же колосок сжатый? Эх, барышня! Не жнут на лугу, а косят. Вот и проговорились. Вот и придумали. Он хохотнул как-то уж слишком обидно. Мне стало жарко. Я чувствовала себя лгунишкой, пойманным врасплох. «Сжечь,— решила я мгновенно,— сжечь все тет­ради». А Бунин продолжал уже серьезным и благожела­тельным, как у доктора, голосом: — Жить надо, вот что. И не в комнатах жить, а на сквознячке. Ну что вы знаете? Каковы ваши поэти­ческие ресурсы? Книги, воображение, опять книги. А в сердце что? Да ровно ничего пока. Холодок, нетер­пение. Бедно, бедно! Мало топлива стихам вашим. Это все жизнь выправит, погодите. Она подкинет жару. А сейчас... Скажите, вы наблюдательны? — спросил он вдруг. Я не знала, что ответить. — Жизнь,— продолжал Бунин,— это не так про­сто. Ведь она движется, светится, звучит, цветет, пах­нет. Она меняется ежеминутно. Надо вглядываться в каждую мелочь, наблюдать, запоминать. Надо любо­пытствовать. Вы это умеете делать? Я это потому спрашиваю, что в вашем возрасте свойственно прохо­дить мимо жизни. Глядеть поверх. В молодости мы все брезгливы не по чину. Сам грешен был. Знаю. Впрочем...— он улыбнулся,— если снег арбузом пах­нет... В передней, подавая мне шубку, он сказал на про­щанье: — Давайте мириться. Стихи у вас все-таки с ко­решком. Писать будете. Я потому и браню вас, дорогой коллега. А это — ваше сооружение? — Он подал мне башлык и пальцем качнул серебряную кисточку на нем.— Ох, хороша кисточка! — воскликнул он весело и опять засмеялся. Я была взволнована. Я не соображала, надо ли обидеться или смеяться вместе с ним. Но жечь тетради я уже раздумала. Затянув башлык, я выбежала на лестницу. — Берегитесь Бальмонта! — крикнул Бунин вдо­гонку". Наталья Крандиевская-Толстая. Воспоминания.

Теги других блогов: литература семинар Бунин